Игра получилась хорошая. Даже отличная, я бы сказал. Что приятно, она местами даже посложнее первой части, что для нонешних казуальных времён крайне нехарактерно. Так что прошёл я её с удовольствием и сейчас жду добавки. Ведь не оставят же добрые разработчики нас без аддончика, а то и парочки, верно? Вон, к Кодексу войны целых четыре наклепали, и весьма неплохих, должен заметить. Кое-какие вещи, которых в первой части игры катастрофически не хватало, я с удовольствием увидел во второй. Флаги страха и защиты, к примеру. Или гильдию магов, которая, наконец, научилась не только строиться самостоятельно, но так же самостоятельно и чиниться. Однако есть и довольно длинный ряд вещей, которые куда-то исчезли, сильно обеднив игровой процесс и приблизив его к обычной банальной RTS (в этих ваших интернетах такое именуют грустным выражением "уже не торт" - и это не опечатка). Вот краткое перечисление:
Поведение героев
Раньше у героев был свой характер и своя модель поведения с кучей мелких, но очень атмосферных деталей, формирующих цельный облик. Теперь герои умеют только воевать и закупаться шмотками. Как раньше-то хорошо было - рейнджер открывал карту и получал за это опыт, гномы и дварфы помогали крестьянам строить и чинить здания, жрицы Агрелы сажали лекарственные цветы, из которых рейнджеры могли варить исцеляющее зелье, культисты Фервуса распространяли поганки, пригодные для отравления оружия. А теперь что? Рейнджер карту по собственной воле не разведывает, пока ему флаг не поставишь. Слоняется кругами по городу, месит крыс из канализации и дует пиво в таверне. И чем он от воина в этом случае отличается, кроме вооружения? Дварф (в русской версии таки гном, ибо gnomes с нами больше не живут) строить разучился. Теперь он тоже воин, только ростом поменьше и с молотом вместо меча. Кричит периодически "А ведь этим молотом можно и по башке дать!" - смешной такой... Да ведь он только по башке им давать и умеет. Воры не только поменяли пол и сменили замызганные плащи на сексапильные топики (что, в общем, даже неплохо), но и стали совершенно законопослушными - никогда не таскают денежки из ваших зданий, да и логова монстров обносить на бабки больше не хотят. И, ещё раз повторюсь, теперь охота на монстров - единственный способ прокачки.
Пропала индивидуальность у разных классов героев. В первой части у каждого класса были свои характерные особенности поведения - здесь их практически нет. Помните, как маги больше всего на свете любили сидеть дома, пить чай и листать книжки? Чтобы оторвать седалище от сидения и потопать куда-то к чёрту на рога в поисках приключений, чародею нужны были очень веские причины. Да, неудобно для игрока, но если кому-то надо чтобы юниты рвались в атаку по первому же свистку, ему стоит играть в StarCraft, а не в Majesty. А паладины, которых настолько переполняла праведная ярость, что они носились по всей карте и беспощадно вырезали всю нечисть, даже если никакой награды за неё не было назначено?
Вообще, инициативы в героях поубавилось. Точнее, почти совсем не стало. В трёх шагах от города торчит логово монстров? Всем пофиг. Пока не воткнёшь на него флаг атаки, никто не соберётся его расковырять. Коварный враг разваливает гильдию? Её обитатели и не подумают ринуться на защиту родных стен. Какие там подвиги? Какие там драматические обороны "до последнего хитпойнта"? Будут продолжать заниматься своими делами, даже если они в этот момент сидят внутри этой самой рушащейся гильдии. А где страх перед монстрами? Помните, в первой части какой-нибудь эльф первого уровня, увидев дракона, кричал "нафиг-нафиг!" и смазывал лыжи в сторону дома, забыв про награду? Только необходимость оборонять гильдию и могла заставить его сражаться в таких случаях. Теперь же отступать герои умеют только в одном случае - если здоровья мало, а лечилки кончились.
Интерфейс
Где-то, конечно, стало удобнее. Но местами - сильно хуже. Вот, к примеру, раньше работала контекстная подсветка на миникарте. Выбираешь гильдию - подсвечивают всех её героев. Выделяешь флаг - подсвечивают тех, кто идёт выполнять его. Теперь этого нет. Флаги на миникарте теперь ставить тоже не получится - обязательно надо проскроллить до нужного места основной экран. Кстати, раньше можно было поимённо увидеть, кто именно идёт за флагом - теперь показывают лишь общее количество откликнувшихся героев. Неудобно. И, наконец, в последний раз о миникарте - неужели нельзя было сделать мгновенный перенос камеры при щелчке по территории? Смотреть как камера медленно и печально плывёт к нужному месту довольно быстро надоедает.
Нет кнопок "перестать чинить это здание" и "не собирать налоги с этого здания". И теперь крестьяне и сборщики налогов впустую гибнут, пытаясь обслужить домик, окружённый монстрами. Нельзя снести ненужное здание - никак, даже поставив на него флаг атаки.
Катастрофически не хватает оперативно доступной информации о героях. Они же внешне друг от друга не отличаются - если маг первого уровня и маг двадцатого выглядят по-разному хотя бы из-за шмоток, то вот отличить мага первого уровня от мага пятого можно только выделив его и отыскав на панели внизу маааленькую циферку в середине полоски опыта. Впрочем, и первый с двадцатым при актуальном удалении камеры отличаются чуть менее, чем никак - оба выглядят крохотными мутными таракашками. Я понимаю, что сведение элементов интерфейса на экране к минимуму - это модная тенденция и вообще круто, но помимо возможности включить постоянное отображение полосок жизни имело смысл предусмотреть включение показа уровней персонажей, а желательно - и имён. То есть, опять-таки, вернуть старое доброе из первой части. И, конечно, очень не хватает отображения награды прямо над флагом в главном окне. Чтобы вспомнить, за какой сколько назначено, приходится каждый из них выбирать. В первой части было несравнимо удобнее.
Собственно, игра
Игры мало. В кампании миссий - всего ничего. Скажете, в первой части тоже было немного? Верно. Но в первой части практически во всех миссиях игроку был доступен полный спектр зданий и апгрейдов, а здесь что? Все плюшки, шмотки, заклинания и храмы открываются лишь к самому концу кампании. Когда играешь в первый раз - это интересно. Когда кампания уже пройдена и хочется просто побряцать оружием всласть, делать оказывается решительно нечего - разве что перепроходить раз за разом пару-тройку самых последних миссий.
Скажете - иди проходить одиночные миссии, там всё доступно? Ну да, как же. Одиночных миссий этих всего шесть, из них три отличаются только ландшафтом. Итого, эффективно мы имеем четыре одиночные миссии. Причём если в первой части карта каждый раз создавалась заново, то теперь - фигвам. Нет, я всё понимаю - создать генератор случайных карт на трёхмерном движке гораздо сложнее, чем на плоском. Но факт есть факт - каждая карта, как в кампании, так и в одиночных миссиях, быстро выучивается наизусть, до последнего медведя-шатуна, и интерес угасает окончательно. То, что буржуи именуют умным словом "replayability", а наш игрожур кличет ходульной калькой "реиграбельность", у игры стремится к нулю.
Ну и да, никакого вам конструктора заданий. В первой части как было - выбрал размер карты и ландшафт, указал доступные для постройки здания, определил монстроконтингент, задал сам себе лимит времени и условия победы, добавил для перцу пару особенностей типа возрождающихся логов - жамкнул кнопку "Start" и погрузился в нирвану. А тут только и остаётся, что переигрывать раз за разом эти несчастные три с половиной одиночные миссии и ждать аддона.
Такие дела. В написании текста использованы собственные ностальгические воспоминания и размышления, а также мысли товарища Led Off