Данный обзор игры собран мной, как компиляция различных обзоров. За основу были взяты следующие источники:
gameland.ru
rpg-land.ru
progames.mail.ru
Введение и предыстория:
Действие Persona 4 разворачивается спустя два года после событий третьей части. Главный герой, по традиции безымянный протагонист (как говорят в Японии, «сюдзинко»), прибывает в городок Инаба, где быстро заводит новых друзей и узнает про таинственные убийства, которые совершаются исключительно в пасмурные дни (раз в две недели).
Вместе со школьными приятелями – изначально это Тиэ Сатонака, девочка с короткой стрижкой, и Ёске Ханамура, никак не желающий расставаться с плеером романтик, – он узнает про канал на местном телевидении, появляющийся после полуночи. В Интернете распространяется слух, согласно которому люди, настроившие этот канал, могут стать свидетелями тех самых убийств. Друзья решают проверить, так это или нет, и вскоре узнают, что телевизор, кроме шуток, является порталом в другой мир – в Midnight Channel.
В Midnight Channel героев встречает страшное, но до тошноты умильное существо Кума (Тедди) – этакий затянутый в спортивный костюмчик Шалтай-Болтай (голова снимается) с чертами Чебурашки, противным голосом Бабы-Яги и, кажется, вообще всем, что может вывести из себя человека, с трудом смирившегося с «анимешностью» Persona.
Позднее, правда, у него появится «человеческая форма». Чтобы не сильно выделяться из толпы во время прогулок по городу, аляповатый мишка превратится в красавца-блондина, первого жениха на деревне. Кума дарит героям очки, которые помогают видеть сквозь плотный «телевизионный туман», а также объясняет, что собой представляет «ночной канал» и как спасать людей, застрявших в Midnight Channel.
Midnight Channel – это система лабиринтов, попасть в которую можно в любой момент, не дожидаясь полуночи (после школьных занятий, разумеется; спасение мира – хорошо, но школу прогуливать из-за этого все же не следует).
То же касается и других локаций вроде магазинов и прочего: нажали на кнопку, выбрали, куда идти, – и готово, гуляйте на здоровье. Надо отметить, что «ночной канал» больше не является одним большим «подземельем»; он состоит из нескольких лабиринтов. Чтобы покинуть их, придется либо использовать специальный предмет, либо бежать ко входу, либо пройти путь до конца и отыскать точку сохранения.
Надо признать, что тут на лицо определенный прогресс, а именно теперь мы не просто тупо ждем конца месяца с целью убить какую-нибудь наглую тень, а вполне себе даже пытаемся расследовать детективное дело о серийных убийствах.
В целом сюжет Persona 4 оставляет вполне приятное впечатление, насыщенность событиями довольно высокая (в сравнении с 3-й), есть пара неожиданных поворотов, и несколько концовок на любой вкус. Так что тут заметен явный прогресс.
Бой:
В отличие от третьей части с ее непрограммируемыми боями в P4 игрок может отдавать приказы каждому бойцу. Сложно назвать это нововведение ожидаемым и необходимым, потому что AI героев в P3 и так неплохо справлялся со своими обязанностям, а в случае чего действия соратников удавалось слегка подкорректировать соответствующей тактикой.
Здесь же наблюдается интересный эффект: сложность игры осталась прежней, но возможность выбирать действия каждого героя делает прохождение (первую половину во всяком случае) беззаботным, а победы над боссами – доступными и легкими.
Сами сражения проходят все по той же формуле - увидел врага - тюкнул его мечом - попал на экран сражения. Так что, рэндома по-прежнему нет.
Насчет самих монстров - сражаться с ними стало поинтересней за счет более разнообразного выставления характеристик и иммунитетов.
Теперь в порядке вещей враги с иммунитетом ко всему кроме смерти, или набор из нескольких монстров - с разными слабостями и блоками в одной бригаде... или саммонеры, на пару с самоубийцами, которые могут убить гг. если он не в блоке. Конечно, все это было и в 3-й части, однако здесь все организованно как-то поразнообразней, и в целом сражения держатся на очень высоком уровне. Жалко конечно, что это все равно довольно большое упрощение по сравнению с тем же ноктюрном (в частности прокачку параметров можно делать только один раз, как и понижение... да и нет отдельных спеллов на силу магии или физ. урон - а только одна универсальная тарукая). Ну да ладно, и так очень и очень неплохо...
Еще один большой плюс, в разной степени относящийся ко всем мегатенам - это огромное количество разных комбинаций демонов на одном уровне.
Насчет прокачки - она здесь, как и в Persona 3, сильно зависит от локации. То есть до определенного уровня тебе отваливают кучу экспы, а после него - гораздо меньше, так что возможность тупо пойти и подкачаться на десяток другой уровней здесь сведена практически к нулю. Что не может не радовать...
Кратко об игре
В двух словах: Японские школьники днем и ночью сражаются с демонами. Еще они ходят в школу, устраивают вечеринки, делятся друг с другом переживаниями и смотрят ночные каналы. Все как в Persona 3, но взрослее и красивее.
Persona 4 – красивая игра. Если раньше камера старалась брать ракурсы повыше, подальше, чтобы отвлечь внимание от мелких деталей, то теперь Atlus не стесняется показывать сценки как можно ближе. Модели персонажей изменились не сильно, спецэффекты не стали красочнее, а аниме-заставки не могут похвастаться продолжительностью сцен, как в MGS4. Но вместе с тем бесполезно отрицать то, что локации и герои выглядят наряднее и живее, а сцены на движке проработаны заметно лучше. То же можно сказать и про музыкальное сопровождение, хотя справедливости ради нельзя не заметить, что на этот раз Сёдзи Мегуро много позаимствовал у третьей части Persona. Это очевидно во время прохождения, но почти незаметно по вышедшему на двух дисках саундтреку – тот составлен в основном из свежих композиций.
Геймплей будет сразу же понятен тем, кто не понаслышке знаком с ночными зачистками Тартара, спасением Фууки и свиданиями с менеджером спортивного клуба. Для них разработчики даже припасли особенный эпизод – возвращение в Иватодаи! Там герои посетят места, памятные по третьей части, а также познакомятся с участниками тех событий, скажем, с тихоней Тихиро. Более того, при удачном стечении обстоятельств можно будет узнать, что сталось с Элизабет и почему в Бархатной комнате делами теперь заправляет ее сестра Маргарет.
Кроме двух магазинов по городу разбросана куча статистов каждый со своим набором реплик, обновляющимся примерно раз в полмесяца - месяц. Некоторые кстати довольно забавны. И что очень важно иногда они могут соизволить дать какое-нибудь задание (группируется в журнале). Обычно это что то типа - подай/принеси, но есть и такие где надо побегать и поговорить. Еесли кто любит проходить в игре все до чего может дотянуться - то вот ему еще работа на несколько часов.
Взросление
Persona 4 стала заметно «взрослее», чем предшественница, тем самым давая повод для сравнения со второй частью. Так, например, игрока встречает рекламный трейлер с одной из героинь, Рисэ Кудзикавой, которая в открытом купальнике рекламирует какой-то напиток. Сперва может показаться, что авторы просто подчеркнули формы девочки, модель как-никак. Но оказавшись в лабиринте Рисэ на MayonakaTV, герои узнают, что девушка покинула модельный бизнес из страха стать секс-символом или, еще хуже, актрисой фильмов для взрослых; она боится, что в ней будут видеть только модель, куклу. И рассказывает это Рисэ, танцуя стриптиз. «Щекотливые» темы первым начинает обсуждать Кандзи Тацуми, чей лабиринт – это баня. Сам же Тацуми в ней превращается из школьника в Марса, завернутого в букет роз. Хмурый задавака на поверку оказывается стеснительным мальчиком, поднимающим вопрос сексуальности как таковой и своей сексуальной ориентации в частности. Ёске Ханамура боится, что никто не будет воспринимать его всерьез, потому что он неуклюжий и непривлекательный, а самый большой страх Тиэ Сатонаки – остаться в тени более популярных девочек вроде Юкико Аманаги.
Мир в Persona 4 живет по знакомым правилам. Дни делятся на несколько фаз, в каждую из которых герой занят определенным делом. По будням он ходит в школу и освобождается только ближе к вечеру. При этом если он записался в какой-нибудь кружок, то будет занят в определенные дни и после учебы.
Вечером он может пораньше лечь спать, допоздна смотреть телевизор, немного поработать или поучиться. В выходные протагонист встречается с друзьями, ходит по магазинам, иными словами, развлекается. Деление дня на фазы позволяет контролировать календарь событий: в одну фазу можно совершить не больше одного действия (скажем, после школы пойти играть в футбол и вернутся домой поздно). При этом почти любой поступок отражается на характеристиках персонажа. Вечером почитали учебник, или ответили правильно на вопрос во время занятий, или сходили в библиотеку — заработали плюс к успеваемости, соответственно, возросла вероятность успешно сдать экзамены. Более того, многие действия недоступны без прокачанных таким образом характеристик: например, в самом начале герой не осмелится прямо спросить номер телефона Тиэ, если у него не будет развита храбрость.
Игра получилась очень достойная и получила высокие оценки на различных игровых ресурсах.
Оценки игры:
progames.mail.ru 8.0
gameland.ru 9.5
rpg-land.ru 8.5
GameFAQs Rating 9.3
ag.ru 8.7
Моя оценка 9.0
Подводя итог: Играйте в эту игру! Она того стоит!