Очень Страшные Моменты
Я не люблю ужастики. Что фильмы, что игры - большинство используют первобытные методы испуга. Так называемый «эффект БУ!», когда неведомая тварь выскакивает из края экрана и вводит вас в секундный шок. В ужастиках подобный метод испуга повторяется регулярно, порой не зная границ. Это все равно что выбрать Скорпиона в MK и весь бой спамить гарпун: сначала это удивит, а потом соперник легко сможет уворачиваться от такого удара.
Все же мне посчастливилось проходить игры, в которых эффект страха достигается не только скримерами но и гнетущей атмосферой. Мрачная атмосфера этих проектов рождается только в определенных местах или отрезках сюжета, поэтому в списке, который я приведу ниже, будут только две чистокровно horror-игры.
Vampire: The Masquerade - Bloodlines
Отель Ocean House
Вроде бы мы играем за принца ночи, которого до чертиков боятся простые смертные и их друзья. Люди рассказывают страшные сказки про вампиров, заедая чесноком, и точат осиновые колья на всякий случай. Казалось бы, что может испугать главного героя? То, чего бы не испугались Питер Венкман и его команда.
По просьбе красотки Терезы, мы должны принести милую побрякушку из заброшенного отеля с привидениями. Это всего лишь одно задание, одна локация, но как же здорово над ним потрудились дизайнеры и сценаристы Troika Games!
Чертовщина начинается практически сразу: то дверь за вашей спиной сама собой закроется, то лампочка у входа буквально взорвется, а в главном зале на вас сразу упадет люстра. Не обойдется здесь и без призрака маленькой девочки, шастающего по коридорам. Похоже у маленьких девочек монополии на превращение в призраков.
Здесь присутствуют все клише фильма про паранормальную активность, включая полтергейст и трагическую историю семьи. Только если при просмотре фильма мы лишь наблюдатель, то здесь именно вам в лицо летит та ваза и именно вас призрак девочки умоляет спасти ее. Совершенно другой уровень погружения.
Рейвенхолм
Не ходите в Рейвенхолм!
Признаюсь честно: в хлафу я играл как в обычный шутан. Сейчас, разумеется, я склоняюсь перед всеми регалиями и достижениями этого проекта, перед фантастической графикой того времени и великолепной физикой , проработанной атмосферой и так далее. Но когда мне было четырнадцать, мне просто хотелось поиграть в интересную игру, совершенно не вдаваясь, какую революцию она там совершила.
Я стрелял в полицейских, гонял на лодке, бегал от дронов и всячески развлекался. Затем хитрые разработчики вручают мне гравипушку и бросают лицом прямо в Рейвенхолм. Я чуть не наложил в штаны от резкой перемены атмосферы игры. Веселый шутер превратился в зомби-хоррор: вечная ночь, восставшие мертвецы и священник с пушкой! А потом еще к веселью присоединяются быстрые зомби, чтобы сбить спесь с привыкшего к комфорту игрока.
Зато какая радость и облегчение настигали вас, когда весь этот уровень оказывался позади.
Кампания за Морпеха
Начнем с того, что AvP 2 является для меня одной из любимых игр. Это было время, когда компания Monolith клепала шедевр за шедевром (No One Lives Forever, TRON 2.0, F.E.A.R.).
В сюжетной миссии этой игры всего три кампании: за чужого, человека и хищника. И геймплей за каждого из них кардинально отличается. Это ремарка для тех, кто ничего не слышал про AvP серию.
Первую кампанию я проходил за чужого. Там много ума не надо - идешь и крошишь людей налево и направо. Типичный слэшер, с вертикальным геймплеем. Все резко меняется, когда вы начинаете кампанию за человека. Ох как все меняется!
Начальные миссии лишь притупляют ваше чутье. Врагов нет, страшных моментов немного - чего бояться? Но как только вы включаете генератор и начинается третья миссия… Радар сходит с ума, реагируя на движения; сверху, снизу, из-за угла, из-за спины, из-под стула на котором вы сидите - всюду появляются ксеноморфы. И почти не дают передышки. В эти моменты мое сердце чуть не вырвалось из грудной клетки, словно маленький ксеноморф. Да, наступали миссии-передышки, когда вам противостояли люди и синты, в комфортных условиях человеческой базы, но это лишь временно. И как только вы вновь оказывались в одиночку против легиона чужих на уровне-лабиринте, становилось жутко страшно. В такие моменты как никогда хотелось вернуться в шкуру чужого.
Blair Witch Volume 1: Rustin Parr
Начало игры
Вполне естественно ждать от ужастика, что он тебя испугает. Жаль что во второй половине игры Blair Witch, с большего, вызывает лишь чувство раздражения. Игра снова и снова гоняет нас по лесу, заставляя перемещаться в разные измерения, словно мы не доктор Холидэй, а доктор Стрэйндж. Подробнее см. в соответствующей статье.
Однако начало приключения - совсем другое дело. Когда вы попадаете в захолустный городок, который видели только в своих беспокойных снах знакомитесь с жителями, выясняете детали преступления и окунаетесь в мрачную атмосферу американской глубинки. А потом наступает ночь с резким пробуждением, из вашей ванны вылетает призрак и понеслась… Дальше - первый поход в лес, когда стоны неведомых монстров окружают вас, а звуки шагов главной героини отчетливо попадают в такт ваших стучащих от страха зубов. В эти моменты Blair Witch показывает свою лучшую сторону.
Кстати, а вот фильм, «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» является для меня эталонным фильмом ужасов от начала и до самого конца. Шутка ли: ни одного спецэффекта и ни одного скримера! НИ ОДНОГО! Все достигается актерской игрой и чувством безысходности, которое нагнетает с каждой минутой. Я чуть было не купился, что это действительно документальный фильм, а не какая не псевдосъемка.
Музей ведьм Салема
Истории про ведьм Салема, и почему в честь них открыли музей, не будет. Так получилось, что мой самый страшный момент в игре пришелся на эту локацию.
Вообще, сложно найти в Fallout 4 что-то, что тебя испугает. Но дизайнеры обустроили этот музей по методу лабиринта страха. Наверное многие из нас посещали подобные места в реальной жизни, да? Когда ты идешь по заданной территории и тебя вовсю развлекает актер переодетый в парня из «Техасской резни бензопилой». Здесь нечто похожее: вы слышите зловещие шорохи, жуткие манекены разыгрывают немые сценки из жизни людей, с верхнего этажа осыпается пыль, будто там ходит кто-то тяжелый. Будто бы сверху нас ждет актер. Вы заходите в комнату, оборачиваетесь, раздается высокий тревожный звук, словно их фильма «Хэллоуин», и через дыру сверху падает чей-то труп. В этот момент вы точно как минимум вздрогните. Теперь уже поединок с когтем смерти не кажется вам таким соблазнительным. А монстр, как всегда, будет ждать за углом…
История
Изначально с игрой я познакомился как наблюдатель. Смотрел из-за плеча старшего брата как он проходит Silent Hill и переживал за судьбу Джеймса Сандерленда сильнее чем за свою.
Вроде бы проект не назовешь полноценным ужастиком, потому что здесь пересекается драма и триллер. Конечно, скримеры присутствуют, но больший страх наводит атмосфера туманного города, и, пожалуй, история главного героя. Пытаясь вникнуть в суть сюжета, ты все равно не до конца понимаешь о том, что все-таки происходит в этом городе. А неизвестность, и ответы, которые рождает ваш разум, пугает сильнее всего.
Жаль что моему брату попалась пиратская версия игры, которая была непроходима дальше госпиталя (баг с кодом на печатной машинке). Пройти Silent Hill 2 до конца я смог уже в более сознательном возрасте. Скажу так: были сюжетные повороты, после которых хотелось выйти на балкон и начать курить. От начала и до конца эта игра доказывает, что самый сильный страх рождают не монстры выскакивающие из края экрана, а человеческие поступки.