Уникальность или как минимум нестандартность Gun Metal лично для меня является показателем отсутствия фантазии у большинства разработчиков. Посмотрите на жанр Шутеров от Третьего Лица (TPS) — почти везде герой (или чаще героиня, чтобы было на что посмотреть) выглядит как обычный человек. И этот человек бежит, прыгает по платформам, стреляет разумеется, и всё, чтобы пройти до точки назначения, где его ждёт встреча с боссом.
А здесь у нас мало того, что вы пилот, управляющий Очень Большим Человекоподобным Роботом, так ещё и этот робот по одному нажатию клавиши превращается в самолёт! Так что игра оказывается одновременно и авиа-аркадой.
Очевидно, что в режиме полёта Havok (так называется машина, которой вы управляете) значительно быстрее, чем в наземном. Можно всю карту из конца в конец пролететь меньше, чем за минуту. С другой стороны, у ОБЧР есть энергетический щит, который не только поглощает урон, но и восстанавливается со временем (к сожалению восстановление тоже происходит лишь в ОБЧР-режиме).
Оружие для робота и самолёта тоже разное. Четыре вида в каждой конфигурации, причём перед выполнением миссии можно ещё выбрать варианты. Скажем, в первом «слоте» может быть слабенький лазерный «пистолет» с системой наведения, либо более мощная плазма, но уже без автонаводки. Во второй слот (у робота) можно поставить гранатомёт против наземных целей или автопушку против воздуха. А во втором слоте самолёта размещаются ракеты, в том числе наводящиеся на воздушные или наземные цели. В третьем - разного вида бомбы, от слабеньких, но с большим боезапасом, до напалма и сверхмощных, одним попаданием уничтожающих почти любую цель. И так далее.
Помимо восьми видов оружия, на борту есть ещё и запас универсальных самонаводящихся ракет на несколько залпов. Не то, чтобы они были сильно мощными, но чаще всего их хватает, чтобы расчистить ближайшее пространство от десятка врагов. Этакая «мегабомба», если кто в Raptor играл.
Однако главное, что выделяет Gun Metal среди других аркад — это не количество и разнообразие вооружения. И не идея с трансформирующимся роботом/истребителем, аналоги которому можно найти в Strike Suit Zero, серии Thexder (правда это не TPS, а двумерный платформер) и играх франшизы Robotech.
Даже с большим пушками и возможностью взмыть в небеса играть было бы в разы скучнее, если бы всё ограничивалось отстрелом возникающих по велению скрипта врагов. Собственно, во многих TPS, да что там, сейчас едва ли ни во всех экшенах, игроку требуется лишь щёлкать цели и искать точку выхода.
В Gun Metal каждый уровень — это полноценная миссия. С брифингом, где ставятся боевые задачи и указываются ключевые пункты. Где-то противник установил мощные батареи, сбивающие самолёт одним выстрелом, откуда-то подходят вражеские подкрепления, которые можно (и нужно) уничтожить, пока они не присоединились к главным силам. А ещё в некоторых миссиях появятся дредноуты — настоящие «боссы», которых не уничтожить даже десятком ракет в лобовой атаке. Придётся выискивать у них уязвимые места и поочерёдно заходить то с одной, то с другой стороны, целясь в важные узлы и орудия.
Помимо уничтожения противника, также необходимо защищать и союзников. Во многих миссиях присутствует база, на которой можно восстановить защиту и пополнить боезапас. Иногда имеются даже боевые машины и защитные сооружения. Они, разумеется, не обладают вашей мощью, но координируя свои действия с ними можно заставить врага разделиться. Потому что одинокому пилоту, даже на такой мощной машине как Хавок, не справится со всем сразу.
Так что вам пригодится не только быстрая реакция, но и тактическое мышление. И ещё неплохо бы владеть геймпадом, ведь управление заточено именно под него. Игра ведь изначально была сделана для консолей, причём аж в 2002 году! А я об этом мог бы и не узнать, если бы не посмотрел внимательно страничку игры. До этого я думал, что это просто какие-то инди-фанаты Роботека. То есть вдумайтесь — 14 лет, а геймплей кажется вполне современным. Вот что значит талант и умение не удариться в казуальность!
Напоследок несколько слов о сюжете. Он повествует о борьбе жителей планеты Гелиос против захватчиков из агрессивного мира под названием Ёрс. С Земли одним словом. Впрочем, население Гелиоса — это люди. Колонисты с Земли, объявившие независимость. А земляне, соответственно решили стереть этих независимых с лица Гелиоса.
К сожалению, земляне в качестве злодеев — это всё, что у сценаристов получилось нестандартным. Кампания проходит совершенно прямолинейно — защищаем свои города, переходим в наступление, несколько миссий посвящены разведке и уничтожению супероружия и дальше уже последняя битва. Всего 14 миссий — едва разгорается аппетит к сражениям и уже всё!
Хотя может это и не так плохо. Ведь несмотря на разнообразие заданий, процесс постепенно приедается. Ведь нет ни миссий в космосе или городе. У противника нет собственных супер-роботов. Можете сколько угодно говорить, что это всего лишь «хотелки», но ведь подобные вещи были. Вспомните хотя бы серию Strike и аналогичную ей по геймплею сеговскую Battletech!
И мультиплеера, конечно же , тоже нет.
Подводя итог нельзя не упомянуть, что цена игры невелика и часто добавляется скидка на распродажах. А несколько раз Gun Metal вообще раздавали бесплатно. Поэтому соотношение цена/увлекательное время определённо говорит в её пользу.